Схемы сертификации
Схема сертификации СМК определена требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015
Состав и объем работ
До начала работ по проведению сертификации СМК предприятие-заявитель:
- самостоятельно или с привлечением специализированной организации разрабатывает документацию, устанавливающую требования к СМК согласно ГОСТ ГОСТ Р ИСО 9001-2015;
- внедряет СМК в систему управления предприятием.
Далее предприятие-заявитель готовит и направляет в орган по сертификации:
- заявку и приложения к ней на проведение сертификации системы менеджмента качества на предприятии.
Орган по сертификации после проведения анализа заявки письменно извещает заказчика о решении «принять/не принять» заявку на сертификацию СМК.
Основанием для отказа в принятии заявки являются:
- отсутствие в области аккредитации Органа заявленной области сертификации СМК заказчика;
- непредоставление Органу необходимой информации для планирования аудита (местоположение организации; численность персонала; сведения о производственных площадках и их местоположении; процессах СМК, переданных другим организациям; рабочий язык аудита и др.);
- отсутствие у Органа возможности проведения работ в сроки, установленные заказчиком;
- отсутствие в Органе соответствующих ресурсов, в том числе необходимой компетентности персонала;
- наличие разногласий в понимании требований между Ограном и заявителем;
- наличие угрозы беспристрастности припроведении сертификации;
- невыпонение условий безопасности и др. аспекты.
Проведение сертификации системы менеджмента качества проводится согласно требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021.1-2017 и состоит из следующих этапов:
- заключение договора;
- формирование группы аудита;
- проведение первого этапа аудита СМК с целью определить соответствие документов системы требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 с оформлением письменного отчета, в котором формулируется (если это необходимо) заключение о необходимости проведения частичного аудита «на месте» или переходе ко второму этапу аудита;
- проведение второго этапа аудита по сертификации СМК (аудит на «месте») в целях оценки внедрения и результативности СМК.
Объектами аудита являются:
- область применения СМК;
- качество продукции;
- документы СМК;
- процессы СМК.
Аудит при проведении второго этапа сертификации включает в себя:
- проверку области применения и документов СМК;
- наблюдение за функционированием процессов СМК и управлением ими со стороны проверяемой организации, измерение (при необходимости) процессов, проверку установления критериев результативности и методов обеспечения результативности процессов;
- проверку качества продукции;
- проверку соответствия СМК всем требованиям ГОСТ Р ИСО 9001;
- проверку соответствия СМК применяемому законодательству;
- анализ взаимодействия всех процессов СМК;
- согласованность между политикой и целями в области качества;
- оценку проведения внутренних аудитов СМК и влияния выводов по результатам внутренних аудитов на функционирование процессов и повышение их результативности;
- проверку проведения анализа СМК со стороны руководства проверяемой организации;
- регистрацию полученной в ходе аудита информации.
Результаты, выводы и рекомендации группы аудита оформляются в виде акта установленной формы.
Критерием для принятия решения о соответствии СМК установленным требованиям является отсутствие несоответствий по результатам аудита или (при наличии несоответствий) – выполнение корректирующих действий в согласованные сроки и признание Органом их приемлемости.
Решение о выдаче сертификата принимается на основании анализа, подтверждающего, что:
- информация, содержащаяся в акте по результатам аудита, в достаточной степени соответствует требованиям к процедуре сертификации в заявленной области сертификации;
- Органом были одобрены и проверены коррекции и корректирующие действия в отношении всех значительных несоответствий;
- Органом был одобрен план корректирующих действий и коррекций в отношении всех других несоответствий;
- отчет о выполнении коррекций и корректирующих действий представлен.
Решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия СМК принимает руководитель Органа. В случае если руководитель Органа принимал участие в аудите, решение принимает заместитель руководителя Органа.